Александр (ele_x) wrote,
Александр
ele_x

Неизвестная Москва. Измайловская площадь и заброшенная станция метро

Оригинал взят у visualhistory в Неизвестная Москва. Измайловская площадь и заброшенная станция метро
На территории депо Измайловское сохранилась станция метро, функционировавшая с 1954 по 1961 год. Конечная станция Арбатско-Покровской линии метро называлась "Первомайская", после её закрытия платформу и вестибюль не стали демонтировать и долгое время использовали как актовый зал.



На фото вверху: главный вход на бывшую станцию "Первомайская". На фото внизу - то же место в 1954-1958 годах:



Оригинал взят у evge_chesnokov в Измайловская площадь
Безымянная площадь возле улицы Сталина, сформировавшаяся в 1948 году, спустя год получила название Измайловская площадь. Застройка района жилыми зданиями началась сразу после войны при непосредственном участии пленных немцев, которые своим трудом на стройках возмещали урон, нанесённый экономике СССР. Дома строились на совесть, не только в Измайлово, но и в других районах Москвы до сих пор стоят "немецкие" кварталы.




Главная достопримечательность Измайловской площади - ныне закрытый Дом культуры строителей. Здание было возведено в 1951 году по проекту архитектора Г. Чалтыкьяна. Сохранились круглые барельефы на боковых стенах (футболист, танцовщица, рабочие) и скульптурная композиция на фасаде.





1950-1953 гг. Измайловский дом культуры


1954 год. Дом культуры строителей


1966 год. Измайловская площадь



















Площадь пересекает Первомайская улица (Слободка, Малая Стромынка), переименованная в 1938 году в честь пролетарского праздника. В этом же году по улице были проложены трамвайные рельсы. До 1935 года это был пригород Москвы, застроенный деревянными избами и только в 1946 году здесь появились первые трёх-четырёхэтажные каменные дома.


1964 год. Первомайская улица


1964 год. Строительство дома 9 по Первомайской


1966 год. Первомайская улица



Первомайская улица, дом 25. Дохрущёвская архитектура не терпела повторений, каждый проект был индивидуален. Остаётся загадкой украшение карниза дома барельефом из бараньих голов: возможно, здесь изначально планировался магазин "Мясо", возможно, барашки остались невостребованными при строительстве павильонов ВСХВ-ВДНХ (по датам застройки такая версия вполне реальна, ВСХВ после войны открылась в 1953 году).











Первомайская улица, дом 28







Пустырь: уже что-то снесено, но новое ещё не построено.



Первомайская улица, дом 17А. Респект современным архитекторам за оригинальный проект детского сада. С торца здания большие круглые окна, которых не видно за деревьями.



В ноябре 1949 года шестнадцать параллельных проездов, ведущих от Измайловского парка в сторону Щёлковского шоссе, получили номерные названия: 1-я Парковая улица, 2-я Парковая улица, 3-я Парковая улица и так далее. Первые две улицы самые короткие, они начинаются от метро "Измайловская" и вскоре упираются в Первомайскую улицу.



Дом № 1 по 1-й Парковой улице заселялся сотрудниками Управления подводно-технических работ.





Централизованное отопление было ещё не везде, дома оснащались собственными котельными.



Типовая общеобразовательная школа 1950-х годов. Учащиеся занимались физкультурой преимущественно на школьной площадке. В одноэтажной пристройке можно было разместить гимнастические снаряды, но в баскетбол не поиграешь. Я знаю школу, где занятия физкультурой проходили вообще в подвале - школьном бомбоубежище.



Когда-то здесь работали несколько промышленных предприятий, сейчас окрестности Измайловской площади представляют собой разномастные жилые кварталы разных лет застройки. Самый интересный дворик находится по адресу 2-я Парковая улица, дом 18. Жилые дома были построены в 1951 году для сотрудников электролампового завода, о чём напоминает картуш над подъездом. В соседнем корпусе находится Музей Буратино, а во дворе старый фонтан, который несколько раз пытались восстанавливать, но без особого успеха.

















Несколько необычный вход в подъезд, возможно, пристройка появилась позднее, когда некоторые пятиэтажки стали оснащать лифтами.



В таком помещении в советское время могла размещаться, например, библиотека. За стеклянными витринами выставлялись плакаты или подставки с книгами.













В некоторых дворах идёт реконструкция жилых зданий.

















Такие крышки люков в Москве не редкость.





Станция метро "Измайловская" находится на поверхности и пассажиры из окон вагонов могут видеть корпуса электродепо "Измайлово", построенные в 1950-е годы.

1961 год. Строительство станции метро "Измайловская":






Голубых вагонов уже не увидишь на Арбатско-Покровской линии. Старые серии Еж и Ем заменены на 81-740.4/81-741.4, которые производит мытищинский "Метровагонмаш".



На территории депо сохранилась станция метро, функционировавшая с 1954 по 1961 год. Конечная станция Арбатско-Покровской линии метро называлась "Первомайская", после её закрытия платформу и вестибюль не стали демонтировать и долгое время использовали как актовый зал.



На фото вверху: главный вход на бывшую станцию "Первомайская". На фото внизу - то же место в 1954-1958 годах:






Флагшток у проходной электродепо "Измайлово". На жилых домах устанавливали почти такие же, со звёздами, но без буквы "М". Неподалёку стоят несколько вагонов предположительно серии Д, которые после списания использовались как складские помещения.

Tags: измайлово, история, москва
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author